Вопрос: кадастровая оценка на основании Закона об оценочной деятельности была проведена в 2012 году. В 2020 году в связи со вступлением в силу Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ бюджетное учреждение региона начало принимать заявления об исправлении ошибок в кадастровой стоимости, определенной в 2012 году частными оценщиками. С 2021 года вступила в силу кадастровая стоимость, определенная по Закону о ГКО (кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.01.2020). Вправе ли и если да, то в течение какого срока бюджетное учреждение еще вправе принимать и рассматривать заявления об исправлении ошибок, допущенных в кадастровой стоимости, определенной в 2012 году.
Ответ: вправе, если кадастровая стоимость применяется.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ положения ст. 21 Закона о кадастровой оценке применяются для исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, установленной в порядке, предусмотренном Законом об оценочной деятельности.
В силу ч. 6 ст. 21 Закона о кадастровой оценке заявление об исправлении ошибок может быть подано в течение пяти лет со дня внесения в ЕГРН сведений о соответствующей кадастровой стоимости. С учетом проведения в 2020 году нового тура кадастровой оценки кадастровая стоимость, ошибочно определенная в 2012 году, стала архивной. Если указанная архивная кадастровая стоимость была внесена в ЕГРН в 2013 году, то к настоящему моменту уже истек пятилетний срок, отведенный для подачи заявлений об исправлении ошибок.
В то же время в соответствии с п. 14 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 требование о пересмотре архивной кадастровой стоимости может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Подпунктом б) п. 3 ч. 2 ст. 18 Закона о кадастровой оценке предусмотрено, что если исправление ошибки приводит к уменьшению кадастровой стоимости, то новое исправленное значение действует с обратной силой.
Таким образом, с учетом принципа баланса частных и публичных интересов исправление архивной кадастровой стоимости возможно до тех пор, пока она продолжает применяться для целей расчета налогов, арендной платы или иных платежей, затрагивающих интересы частных лиц.
Следует учитывать, что разъяснения Верховного Суда РФ адресованы судам, а не бюджетным учреждениям. В то же время по смыслу ст. 21 Закона о кадастровой оценке обращение к учреждению выступает обязательным досудебным порядком урегулирования спора об исправлении кадастровой стоимости, ограничивающим доступ заинтересованных лиц к судебной защите. Такое ограничение не может носить заведомо неэффективный характер, при котором правообладатель вынуждался бы к обращению в учреждение, зная, что он получит отказ в исправлении ошибки только на том основании, что истекли 5 лет с момента внесения кадастровой стоимости в ЕГРН. Режим доступа к административной и судебной защите в части признания или отказа в признании самого права на исправление ошибки в кадастровой стоимости должен быть по возможности синхронизирован. В этой связи следует прийти к выводу, что и бюджетное учреждение в порядке ст. 21 Закона о кадастровой оценке уполномочено принимать и рассматривать заявления об исправлении архивной кадастровой стоимости, если она продолжает применяться на момент рассмотрения заявления.
С учетом изложенного, если архивная кадастровая стоимость, например, используется для расчета земельного налога, уплачиваемого физическим лицом, то она продолжает применяться и в 2021 году, поскольку физические лица платят налог в следующем году за предыдущий (в 2021 году за 2020 год). Следовательно, такая кадастровая стоимость может быть исправлена учреждением в порядке ст. 21 Закона о кадастровой оценке.
Если же кадастровая стоимость используется, например, для расчета арендной платы, то она уже не может быть исправлена, если платежи за 2020 год внесены арендатором к моменту рассмотрения заявления учреждением.
Comments