Перечень дефектов регулирования установления кадастровой стоимости в размере рыночной (ст. 22.1)

По итогам круглого стола «Переход к установлению кадастровой стоимости по ст. 22.1: первый опыт», который состоялся на площадке ЦРКС 18.03.2021 (ссылка на запись) подготовлен перечень пробелов и дефектов правового регулирования, связанных с подачей и рассмотрением заявлений об установлении рыночной стоимости на основании ст. 22.1 Закона о кадастровой оценки. Также разработаны конкретные предложения по устранению выявленных пробелов и дефектов.


Данный материал направлен в Росреестр РФ для учета при разработке изменений в Закон о кадастровой оценке.



1. Отсутствие регулирования последствий подачи заявления об установлении рыночной стоимости с нарушением установленных требований к форме и его заполнению.


В соответствии с ч. 3 ст. 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее также Закон о кадастровой оценке) Росреестром РФ утверждаются требования к форме и заполнению заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее также – об установлении рыночной стоимости).


Однако Закон о кадастровой оценке не предусматривает последствия несоблюдения данных требований. Бюджетное учреждение не вправе вернуть без рассмотрения заявление, составленное с нарушением установленных требований, поскольку перечень оснований к возврату заявления установлен в ч. 8 ст. 22.1Закона о кадастровой оценке как исчерпывающий.


Если же бюджетное учреждение не возвращает заявление, то оно обязано его принять к рассмотрению по существу, о чем направляет соответствующее уведомление заявителю (ч. 9 ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке). В этих условиях последующее вынесение решение об отказе в установлении рыночной стоимости (п. 2 ч. 11 ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке) на том основании, что заявление изначально было подано с нарушением установленных требований к форме или заполнению, повлечет нарушение прав заявителя, поскольку им получено уведомление о принятии заявления к рассмотрению, и он обоснованно полагал, что оно будет рассмотрено по существу.


В ходе круглого стола бюджетным учреждениям были даны практические рекомендации по выходу из данной ситуации. Однако в целях решения самой проблемы предлагаем дополнить перечень оснований к возврату заявления без рассмотрения (ч. 8 ст. 22.1Закона о кадастровой оценке), предоставив бюджетному учреждению право вернуть без рассмотрения заявление, поданное с нарушением установленных требований к форме или его заполнению.