Перечень дефектов регулирования установления кадастровой стоимости в размере рыночной (ст. 22.1)
По итогам круглого стола «Переход к установлению кадастровой стоимости по ст. 22.1: первый опыт», который состоялся на площадке ЦРКС 18.03.2021 (ссылка на запись) подготовлен перечень пробелов и дефектов правового регулирования, связанных с подачей и рассмотрением заявлений об установлении рыночной стоимости на основании ст. 22.1 Закона о кадастровой оценки. Также разработаны конкретные предложения по устранению выявленных пробелов и дефектов.
Данный материал направлен в Росреестр РФ для учета при разработке изменений в Закон о кадастровой оценке.
1. Отсутствие регулирования последствий подачи заявления об установлении рыночной стоимости с нарушением установленных требований к форме и его заполнению.
В соответствии с ч. 3 ст. 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее также Закон о кадастровой оценке) Росреестром РФ утверждаются требования к форме и заполнению заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее также – об установлении рыночной стоимости).
Однако Закон о кадастровой оценке не предусматривает последствия несоблюдения данных требований. Бюджетное учреждение не вправе вернуть без рассмотрения заявление, составленное с нарушением установленных требований, поскольку перечень оснований к возврату заявления установлен в ч. 8 ст. 22.1Закона о кадастровой оценке как исчерпывающий.
Если же бюджетное учреждение не возвращает заявление, то оно обязано его принять к рассмотрению по существу, о чем направляет соответствующее уведомление заявителю (ч. 9 ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке). В этих условиях последующее вынесение решение об отказе в установлении рыночной стоимости (п. 2 ч. 11 ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке) на том основании, что заявление изначально было подано с нарушением установленных требований к форме или заполнению, повлечет нарушение прав заявителя, поскольку им получено уведомление о принятии заявления к рассмотрению, и он обоснованно полагал, что оно будет рассмотрено по существу.
В ходе круглого стола бюджетным учреждениям были даны практические рекомендации по выходу из данной ситуации. Однако в целях решения самой проблемы предлагаем дополнить перечень оснований к возврату заявления без рассмотрения (ч. 8 ст. 22.1Закона о кадастровой оценке), предоставив бюджетному учреждению право вернуть без рассмотрения заявление, поданное с нарушением установленных требований к форме или его заполнению.
2. Отсутствие регулирования последствий подачи заявления об установлении рыночной стоимости с иными дефектами.
Помимо нарушения требований к форме заявления или его заполнению заявление может обладать и иными дефектами, наличие которых также ставит вопрос о порядке действий бюджетного учреждения, ответа на который не дает Закон о кадастровой оценке. В частности, к таким дефектам относятся следующие:
- заявление не подписано;
- не подписано согласие на обработку персональных данных;
- заявление подписано представителем, не имеющим достаточных полномочий;
- заявление подано в отношении объекта недвижимости, находящегося на территории другого субъекта РФ;
- заявление подано недееспособным лицом.
В целях устранения описанного пробела предлагаем урегулировать в Законе о кадастровой оценки последствия подачи заявления об установлении рыночной стоимости, содержащего указанные дефекты.
3. Перечень оснований к принятию решения об отказе в установлении кадастровой стоимости в размере рыночной сформулирован как закрытый.
В соответствии с п. 2 ч. 11 ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке решение об отказе в установлении рыночной стоимости может быть принято бюджетным учреждение «в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости».
Все указанные основания относятся к дефектам отчета об оценке, приложенного к заявлению об установлении рыночной стоимости. Однако бюджетное учреждение должно иметь право вынести решение об отказе в установлении рыночной стоимости и по иным основаниям. В частности, если заявление подано лицом, которое в соответствии с ч.1 ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке не имеет права требовать установления рыночной стоимости в отношении соответствующего объекта: частным лицом, права и обязанности которого не затрагиваются кадастровой стоимостью объекта, либо публичными органами в отношении объектов, не находящихся в собственности соответствующего публично-правового образования.
В этой связи предлагаем дополнить п. 2 ч. 11 ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке, предоставив бюджетному учреждению право принять решение об отказе в установлении рыночной стоимости в том случае, если заявление подано лицом, которое в силу ч. 1 ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке не имеет права на его подачу.
4. Не установлена обязанность по направлению решения бюджетного учреждения