top of page

Письмо Росреестра РФ от 05.07.2021 № 15-00523/21@ об источниках информации ГБУ о недвижимости



Управление экономики недвижимости Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в рамках установленной компетенции рассмотрело письмо [удалено] и сообщает.


В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Росреестр не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства, а также практики его применения.


Вместе с тем, по вопросам, изложенным в письме, полагаем возможным отметить следующее.



По первому вопросу. Частью 10 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 КЬ 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ) установлено, что к заявлению об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (далее – заявление), по желанию заявителя могут быть приложены документы, подтверждающие наличие ошибок.


В соответствии с частью II статьи 21 Закона № 237-ФЗ, к заявлению могут быть приложены иные документы, содержащие сведения о характеристиках объекта недвижимости.


Нормами Закона № 237-ФЗ установлено, что бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее – бюджетное учреждение), проводит сбор и обработку исходной информации, а также обязано исследовать документацию, необходимую для определения кадастровой стоимости.


Пунктом 3.5 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 (далее – Методические указания), установлено, что при определении кадастровой стоимости необходимо учитывать максимально полные сведения о местоположении, физических, технических и эксплуатационных характеристиках, степени благоустройства объектов недвижимости, ограничениях в их использовании, иных характеристиках, необходимых для определения кадастровой стоимости.


Таким образом, определение кадастровой стоимости должно осуществляться с использованием полной, достоверной, по мнению бюджетного учреждения, и актуальной по состоянию на дату определения кадастровой стоимости информации о характеристиках объектов недвижимости.


В этой связи решение об использовании информации о характеристиках

объектов недвижимости, отсутствующих в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) и содержащейся в документах, приложенных к заявлению, может быть принято бюджетным учреждением при подтверждении их достоверности и актуальности по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.



По второму вопросу. В соответствии с частью 13 статьи 21 Закона Ш 237-ФЗ, при рассмотрении заявления учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории).


Учитывая изложенное, в случае подтверждения достоверности и актуальности по состоянию на дату определения кадастровой стоимости сведений о местоположении объекта недвижимости, его целевом назначении, разрешенном использовании земельного участка, аварийном или ветхом состоянии объекта недвижимости, степени его износа, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, содержащихся в документах, приложенных к заявлению, такое заявление может являться основанием для принятия бюджетным учреждением решения об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (далее – Решение) в части неправильного определения условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, указанных в пункте 1 части 13 статьи 21 Закона № 237-ФЗ. При этом необходимо иметь в виду следующее:

  • адрес объекта недвижимости, присвоенный после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения, и аннулирования адресов», является действующим только в случае внесения сведений о таком адресе в государственный адресный реестр;

  • согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018), при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды его разрешенного использования самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления, и изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка должно производиться на основании заявления заинтересов