Еще с дела Омскшины, рассмотренного Конституционным Судом РФ, действие кадастровой стоимости во времени стало отличаться для целей расчета налогов, с одной стороны, и прочих целей – с другой.
В статье 18 Закона о кадастровой оценке законодатель постарался убрать это отличие, по крайней мере, в части вступления в силу результатов государственной кадастровой оценки. Поэтому теперь для любых целей кадастровая стоимость, определяемая актом об утверждении результатов кадастровой оценки, вступает в силу с учетом гарантий ст. 5 Налогового кодекса РФ – не ранее одного месяца с момента опубликования акта и не ранее 1 января года, следующего за годом принятия акта.
Но расщепление действия во времени сохранилось для кадастровой стоимости, получаемой по результатам оспаривания. Для налогов она применяется по правилам «полной ретроспективы» (с даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости), а для прочих целей – с 1 января года подачи заявления об оспаривании кадастровой стоимости.
Росреестр по запросу ФНС выдал разъяснение (Письмо Росреестра от 20.10.2023 N 13-9712-АБ/23), которое провоцирует расщепление действия во времени кадастровой стоимости, полученной также в связи со внесением в ЕГРН изменений, влияющих на кадастровую стоимость объекта (ст. 16 Закона о кадастровой оценке).
Разъяснение издано в связи с тем, что по Приказу Росреестра от 1 июня 2021 г. № П/0241 площадь земельного участка в ЕГРН теперь приводится с округлением до 1 квадратного метра с указанием погрешности вычисления. Это привело к тому, что площадь многих участков в ЕГРН изменилась (была 1 000,1 кв. м, стала 1 000 кв.м). Изменение площади автоматически привело к запуску процедуры пересмотра кадастровой стоимости по ст. 16 Закона о кадастровой оценке. При этом фактически площадь объектов не менялась, изменился способ её записи в ЕГРН.
В результате возник вопрос – нужно ли учитывать такое изменение кадастровой стоимости при расчете налогов? Если мы исходим из общих правил, предусмотренных ст. 18 Закона о кадастровой оценке, то должны будем ответить положительно – новое значение кадастровой стоимости начнет применяться с даты внесения в ЕГРН сведений о новой площади. При этом подобное решение не создает каких-либо серьезных сложностей для правообладателей, поскольку объем налогов практически не изменится, и даже не произойдет эффекта аннуляции результатов оспаривания кадастровой стоимости, если оспаривание было ранее проведено (п. 73 Методических указаний о кадастровой оценке).
Однако Росреестр дал свое толкование п. 7.1 ст. 396 НК РФ, согласно которой
«В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 настоящей статьи».
И Росреестр пришел к выводу, что не всякое изменение сведений ЕГРН, которое дает основание для запуска процедуры ст. 16 Закона о кадастровой оценке, может быть признано «изменением характеристик» по смыслу ст. 396 НК РФ, но только такое, которое «основано на положениях статей 13, 14, 32, 38 и 61» Закона о регистрации недвижимости. Изменение способа записи площади земельного участка не относится к числу таких изменений, поэтому не свидетельствует об изменении характеристик по смыслу ст. 396 НК РФ.
Таким образом, если уточнение записи площади привело к пересмотру кадастровой стоимости в порядке ст. 16 Закона о кадастровой оценке с 1 000,1 рубля до 1 000 рублей, то новая кадастровая стоимость в размере 1 000 рублей будет применяться для расчета аренды, выкупной платы и пр., но не будет применяться для целей расчета налогов. Для налогов продолжит применяться уже архивная кадастровая стоимость в размере 1 000,1 рубля.
В краткосрочной перспективе это разъяснение не создает серьезных сложностей для правообладателей и служит лишь еще одним любопытным примером расщепления действия во времени кадастровой стоимости для разных целей.
Но в долгосрочной перспективе такое разъяснение создает риск того, что постепенно будет увеличиваться число таких «псевдоизменений» ЕГРН, которые дают основание для пересмотра кадастровой стоимости по ст. 16 Закона о кадастровой оценке, но не позволяют применять новую кадастровую стоимость для целей расчета налогов.
Остается надеяться, что этого не произойдет, а бюджетные учреждения воспримут разъяснение Росреестра, как вовсе запрещающее пересматривать кадастровую стоимость по ст. 16 Закона о кадастровой оценке при таких «псевдоизменениях» ЕГРН.
Comments