Q&A: Вправе ли ГБУ проводить судебные экспертизы рыночной стоимости?



Вопрос: в рамках дела об оспаривании кадастровой стоимости проведение экспертизы было поручено судом бюджетному учреждению, уполномоченному на проведение кадастровой оценки в соседнем регионе. Вправе ли подобное ГБУ проводить судебную экспертизу в целях определения рыночной стоимости?

Ответ: вправе, но...


В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о кадастровой оценке бюджетное учреждение не вправе заключать договоры на проведение оценки в качестве исполнителя в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Закона об оценочной деятельности основанием для проведения оценки объекта может быть как договор на проведение оценки (часть 1), так и определение суда о назначении экспертизы (часть 3). В этом смысле законодатель разделяет договор и определение суда в качестве оснований к проведению оценки. А потому закрепленный в ч. 2 ст. 7 Закона об оценочной деятельности запрет ГБУ проводить оценку рыночной стоимости на основании договора, в силу буквального толкования, не затрагивает права ГБУ на проведение оценки на основании определения суда.

В то же время цель ч. 2 ст. 7 Закона о кадастровой оценке состоит в том, чтобы государственные организации не создавали конкуренцию частным на рынке оценочных услуг. Исходя из своей целевой правоспособности государство участвует в частном обороте лишь постольку, поскольку это необходимо для осуществления публичных функций. Рынок оценочных услуг в достаточной степени насыщен предложениями, и участие в нем государственных организаций не требуется ввиду отсутствия соответствующих публично-правовых задач, которые могли бы оправдать такое участие. Поэтому в силу ч. 2 ст. 7 Закона о кадастровой оценке ГБУ не вправе выступать в роли исполнителя оценки, создавая конкуренцию частным организациям.

«Экспертная деятельность является разновидностью деятельности, приносящей доход» (подробнее см. Затонова Д.Ю. Имущественная ответственность судебного эксперта: дисс. … к.ю.н.: 12.00.15. – СПб. 2021. С. 87 (§ 1. К вопросу о феномене имущественных процессуальных правоотношений, связывающих суд и судебного эксперта) . И хотя есть определенные аргументы против отнесения данной деятельности к предпринимательской, признание её доходной деятельностью свидетельствует о наличии конкуренции в данной сфере. В этой связи участие государственных организаций может быть признано обоснованным лишь при условии наличия публично-правовых задач, которые не могут быть решены за счет участия на рынке экспертных услуг частных лиц. Подобные публично-правовое задачи отсутствуют, когда мы говорим о судебных экспертизах в целях установления рыночной стоимости.

С учетом сказанного телеологическое толкование свидетельствует о том, что запрет, установленный для ГБУ в ч. 2 ст. 7 Закона о кадастровой оценке, должен распространяться на любые виды оценочной деятельности, осуществляемой как на основании договора, так и на основания определения суда. Тем не менее, поскольку норма ч. 2 ст. 7 Закона об оценочной деятельности представляет собой норму-исключение, ограничивающую правоспособность ГБУ, её расширительное толкование недопустимо. Поэтому для расширения сферы действия запрета и на область проведения оценочных судебных экспертиз требуется изменение закона.

 

Поиск по тегам: