Q&A: Законны ли действия органа субъекта, отказавшегося исполнять решение ГБУ об исправлении ошибки?



Вопрос: Бюджетное учреждение в порядке ст. 21 Закона о кадастровой оценке вынесло решение об удовлетворении заявления собственника недвижимости и исправлении ошибки. Однако уполномоченный орган субъекта РФ сообщил, что он «не согласовывает» определенную ГБУ кадастровую стоимость и потому отказывается вносить изменения в акт об утверждении результатов кадастровой оценки. Законны ли действия уполномоченного органа, и как защитить свои права?

Ответ: незаконны


В соответствии с ч. 21 ст. 21 Закона о кадастровой оценке при исправлении ошибки по решению бюджетного учреждения уполномоченный орган субъекта РФ обеспечивает внесение изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в течение 20 рабочих дней. Названный закон не предусматривает права уполномоченного органа отказать во внесении изменений в соответствующий акт. В то же время ч. 1 ст. 15 Закона о кадастровой оценке также не предусматривает права уполномоченного органа отказать в утверждении результатов кадастровой оценки, определенных бюджетным учреждением. Однако уполномоченный орган обладает таким правом в силу свободы усмотрения, характерной для всякой правотворческой деятельности, в том числе и той, которая осуществляется уполномоченным органом при утверждении акта.


Однако обращение за исправлением ошибки в порядке ст. 21 Закона о кадастровой оценке выступает гарантированным законом способом защиты прав заинтересованных лиц от процедурно недостоверных значений кадастровой стоимости. В этом смысле ст. 21 Закона о кадастровой оценке предусматривает внесудебный административный порядок обжалования акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, реализуемый через бюджетное учреждение. Если уполномоченный орган не связан позицией бюджетного учреждения, тогда этот способ защиты полностью теряет свой смысл, так как последнее слово всегда останется за органом. Поэтому предоставление законодателем полномочий по исправлению ошибок, допущенных при кадастровой оценке, бюджетному учреждению обязывает уполномоченный орган согласиться с изменением кадастровой стоимости и внести соответствующие изменения в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.


Уполномоченный орган лишен здесь той свободы усмотрения, которую имеет при утверждении результатов определения кадастровой стоимости, поскольку бюджетным учреждением в порядке, предусмотренном законом, установлена недостоверность кадастровой стоимости, то есть незаконность акта уполномоченного органа в части утверждения данного значения кадастровой стоимости. Поэтому уполномоченный орган не вправе отказать в «согласовании» установленной кадастровой стоимости, а в случае несогласия с вынесенным решением бюджетного учреждения он вправе обжаловать его в судебном порядке. То есть бюджетное учреждение в данном случае занимает более высокое положение по отношению к уполномоченному органу, который обязан подчиниться решению об исправлении ошибки. Такое подчиненное положение непривычно уполномоченному органу, выступающему учредителем бюджетного учреждения, чем, вероятно, и вызвано желание «согласовать» значение кадастровой стоимости, определенной бюджетным учреждением.


Для защиты своих прав собственнику следует обратиться с жалобой на бездействие уполномоченного органа в прокуратуру субъекта РФ, а в случае непринятия необходимых мер прокурорского реагирования – в суд с административным иском об обжаловании незаконного бездействия уполномоченного органа.

 

Поиск по тегам: