top of page

Письмо Росреестра от 08.04.2022 № 13-00291/22 - о Двойном пересмотре кадастровой стоимости


Управление нормативно-правового регулирования в сферах регистрации недвижимости, геодезии и картографии Росреестра рассмотрело обращение [удалено] о порядке учета бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее – бюджетное учреждение), информации о рыночной стоимости объектов недвижимости, установленной в качестве кадастровой стоимости, и сообщает.


В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, Росреестр не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.


Вместе с тем по первому вопросу, изложенному в обращении, полагаем возможным отметить следующее.

Вопрос 1

В каком порядке бюджетные учреждения обязаны учитывать информацию об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в размере их рыночной стоимости?

Согласно пункту 19 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Росреестра от 4 августа 2021 г. № П/0336 (далее – Методические указания), в рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет (в случае, если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в размере их рыночной стоимости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ).


Необходимо отметить, что согласно пункту 54 Методических указаний в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости допускается использовать результаты иных оценок – отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, подготовленных в ходе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.


Таким образом, информация, содержащаяся в отчетах об оценке рыночной стоимости, заключениях экспертов, может быть использована бюджетным учреждением в качестве исходных данных для моделирования либо для установления рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости с обязательной индексацией результатов, содержащихся в указанных отчетах и заключениях.


По второму вопросу.

Вопрос 2

Обязано ли бюджетное учреждение учитывать рыночную стоимость, установленную им в порядке ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2022 года?

Пунктом 3 Методических указаний установлено, что при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости.


В соответствии с пунктом 7 Методических указаний для построения модели оценки кадастровой стоимости бюджетным учреждением осуществляется сбор достаточной (в зависимости от состояния рынка объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации) и достоверной рыночной информации об объектах недвижимости.


Согласно статье 12 Федерального закона № 237-ФЗ подготовка к проведению государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетным учреждением на постоянной основе.


В рамках подготовки к проведению государственной кадастровой оценки бюджетным учреждением осуществляются в том числе сбор, обработка и учет информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в размере рыночной стоимости.


Таким образом, информация об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г. должна быть использована при проведении государственной кадастровой оценки в 2022 году.


При этом исходя из положений пункта 54 Методических указаний соответствующая информация может быть учтена в качестве исходных данных либо для установления кадастровой стоимости.


Следует также отметить, что пунктом 6 Методических указаний предусмотрено, что при определении кадастровой стоимости на базе рыночной стоимости кадастровая стоимость объекта недвижимости не может превышать величины его рыночной стоимости, определенной на ту же дату.


Начальник Управления

нормативно-правового регулирования

в сферах регистрации недвижимости,

геодезии и картографии Э. У. Галишин


Скан-копия разъяснения:

Письмо Росреестра РФ от 08.04
.2022 № 13-00291/22
Download 2022 № 13-00291/22 • 436KB

​Центр развития кадастровой стоимости оказывает юридические услуги тем правообладателям, юристам и оценщикам, которые решат воспользоваться моделью Двойного пересмотра, для успешной её реализации. По данным вопросам можете написать на электронную почту info@crkads.ru или позвонить по телефону 8 (812) 629-11-23.


Подробнее о модели двойного пересмотра - Оспаривание кадастровой стоимости одновременно в двух турах оценки



Пост: Blog2_Post

Поиск по тегам:

bottom of page