top of page

Резюме круглого стола по проблемам ст. 16 Закона о кадастровой оценке

Материалы к круглому столу

Видеозапись круглого стола


РЕЗЮМЕ

круглого стола «Проблема аннуляции результатов установления рыночной стоимости при пересмотре кадастровой по ст. 16»

18 мая 2021 года



1. Вправе ли бюджетные учреждения устанавливать кадастровую стоимость на основании ст. 16 Закона о кадастровой оценке в следующих случаях:


1.1. Когда изменяются сведения об объекте, не влияющие на его кадастровую стоимость?

Примеры изменений:

  • уточнение адреса (появление литеры и пр.);

  • регистрация договора аренды, ДДУ и т.д.;

  • регистрация сведений о частях объекта недвижимости;

  • регистрация сведений о кадастровой стоимости, приведенной в соответствие с рыночной.


Резюме

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона о кадастровой оценке внесение изменений в сведения ЕГРН об объектах недвижимости является основанием для определения новой кадастровой стоимости только если эти изменения «влекут за собой изменение» кадастровой стоимости. В этой связи если изменяются сведения ЕГРН об объекте, не влияющие на его кадастровую стоимость, определенную в ходе массовой оценки, то бюджетное учреждение не вправе определять «новую» кадастровую стоимость в порядке ст. 16 Закона о кадастровой оценке. Хотя такая «новая» кадастровая стоимость по своему значению будет аналогична той, которая рассчитана в ходе массовой оценки, но её определение способно привести к аннуляции результатов установления рыночной стоимости в порядке ст.ст. 22 или 22.1 Закона о кадастровой оценке.

При решении вопроса о том, какие изменения влияют или не влияют на кадастровую стоимость, следует в первую очередь учитывать ценообразующие факторы, которые были приняты во внимание при определении кадастровой стоимости объекта в ходе последнего тура кадастровой оценки.


1.2. Когда в ЕГРН появляются ранее отсутствовавшие сведения об объекте, влияющие на его кадастровую стоимость, но не свидетельствующие об изменении характеристик объекта?

Примеры изменений:

  • появление сведений о годе постройки, материале стен и пр.;

  • уточнение местоположения земельного участка без изменения его фактического местоположения (появляется географических координат поворотных точек и пр.);

  • появление графической карты участка.


Резюме

К.Ю. Кулаков, В.А. Филановский, Д.Е. Шереметьев высказали позицию о том, что перечисленные примеры дают основания для изменения кадастровой стоимости в порядке ст. 16 Закона о кадастровой оценке.


По мнению В.А. Савиных данные примеры могут влечь пересмотр кадастровой стоимости, но только в порядке ст. 21, а не ст. 16 Закона о кадастровой оценке. Выбор надлежащего порядка учета изменений имеет ключевое значение в аспекте действия во времени нового значения кадастровой стоимости, а также проявления эффекта аннуляции результатов оспаривания, характерного для ст. 16, но не ст. 21 Закона о кадастровой оценке.


Пояснение позиции В.А. Савиных - см. Новые ≠ ранее отсутствовавшие: как неверное применение ст. 16 нарушает права налогоплательщиков




1.3. Когда в ЕГРН появляются новые сведения, относящиеся в большей степени не к характеристикам самого объекта, а к характеристикам окружающей инфраструктуры?

Примеры изменений:

  • изменение кадастрового квартала, к которому относится объект;