top of page
Фото автораВладислав Савиных

Росреестр дал разъяснения по пробелам и дефектам ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке

Росреестр предоставил ответ на предложения Центра развития кадастровой стоимости по устранению пробелов и дефектов правового регулирования ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке, разработанные по итогам круглого стола 18.03.2021. Запись круглого стола доступна на YouTube канале ЦРКС.




Текст ответа Росреестра:




РЕЗЮМЕ ОТВЕТА:



1. Росреестр подтвердил проблему того, что ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке не предусматривает обязанности ГБУ направить ответ на заявления об установлении рыночной стоимости самому заявителю. Готовятся законодательные изменения.


Напомним, что мы рекомендуем и до внесения соответствующих изменений в Закон о кадастровой оценке направлять принятое решение заявителю.


 


2. Росреестр подтвердил, что и «архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере его рыночной стоимости».


К сожалению, Росреестр не указал, как это должно быть осуществлено технически с учетом того, что ни форма заявления об установлении рыночной стоимости, ни форма решения ГБУ не предусматривают возможности указания на то, какая кадастровая стоимость пересматривается заявителем.


В отсутствие соответствующих разъяснений предлагаем заявителям подавать сопроводительное письмо к заявлению об установлении рыночной стоимости, в котором разъяснять, пересмотр какой кадастровой стоимости они просят осуществить. ГБУ необходимо оформлять аналогичное сопроводительное письмо к решению об установлении рыночной стоимости, направляемому в Росреестр.


Вы можете посмотреть все публикации по тематике оспаривания архивной кадастровой стоимости, чтобы узнать наиболее полную и актуальную информацию

 


3. Росреестр высказал позицию, что «в случае перехода субъекта Российской Федерации к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с главой 25 КАС РФ не осуществляется». Напомним, что суды придерживаются аналогичного подхода - см. Q&A: Можно ли после перехода к ст. 22.1 оспорить кадастровую стоимость в суде, минуя учреждение?


 


4. Росреестр намекнул, что, по его мнению, при рассмотрении в суде требования об установлении рыночной стоимости данная стоимость должна определяться судом на текущую дату (если выявлена недостоверность отчета, поданного в ГБУ).


 


5. В части проблемы ретроспективного действия текущей рыночной стоимости, установленной по ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке, Росреестр лишь указал, что она «требует внесения соответствующих изменений в законодательство о налогах и сборах».


 


6. Если нарушены требования к форме или заполнению заявления об установлении рыночной стоимости, то Росреестр предлагает ГБУ принять «решение об отказе в принятии соответствующего заявления к рассмотрению».


Обратим внимание, что ранее (12.03.2021) Росреестр в ответе на запрос одного из ГБУ указывал, что в описанной ситуации ГБУ необходимо вернуть заявление заявителю в течение 30 календарных дней (ч. 10 ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке). Текст ответа Росреестра:



Либо Росреестр по-прежнему находится в процессе формирования своей позиции, либо он не различает возвращение поданного заявления в течение 30 дней и принятие решение об отказе в принятии.


К сожалению, ни та, ни другая рекомендации Росреестра не находят опоры в Законе о кадастровой оценке. Основания для возвращения заявления в ч. 8 ст. 22.1 описаны исчерпывающим образом, при этом возврат должен быть осуществлен в течение 5 рабочих дней (ч. 9 ст. 22.1), а возможность «отказа в принятии» заявления вообще не предусмотрена ст. 22.1.


Напомним, что в ходе круглого стола мы рекомендовали рассматривать обращение, поданное с нарушением требований к форме или заполнению, в качестве рядового обращения, не способного дать начало процедуре ст. 22.1. Поэтому ГБУ следует в течение 30 календарных дней (однако, чем раньше, тем лучше) направить заявителю ответ с разъяснением порядка подачи заявления об установлении рыночной стоимости и необходимости соблюдения требований к форме и заполнению.


 

7. Если заявление не подписано или не подписано согласие на обработку персональных данных, то бюджетным учреждениям также рекомендуется принять «решение об отказе в принятии».


А если заявление:

  • подписано представителем, не имеющим достаточных полномочий,

  • подано в отношении объекта недвижимости, находящегося на территории другого субъекта РФ,

  • подано недееспособным лицом

  • подано лицом, не имеющим права на установлении рыночной стоимости в отношении конкретного объекта,


то «бюджетное учреждение не рассматривает поданное заявление об установлении рыночной стоимости».


Возможность «не рассматривать» поданное заявление также не предусмотрена Законом о кадастровой оценке. Такая форма является наименее удачной, поскольку, видимо, предполагает отсутствие какой-либо реакции ГБУ на поданное заявление. В результате заявитель оказывается лишен информации о статусе своего заявления.


Таким образом, Росреестр РФ предлагает три новых формы «реакции» ГБУ на поданное заявление об установлении рыночной стоимости:

  • решение об отказе в принятии,

  • возврат заявления, осуществляемый в течение 30 календарных дней,

  • нерассмотрение заявления.


Ни одна из них не предусмотрена законом, а все вместе они не имеют четких оснований для разграничения друг с другом. Полагаем, что Росреестр чувствует необходимость законодательных изменений в этой части и надеемся, что в ближайшем будущем они будут воплощены в жизнь


 

Благодарим всех тех, кто принял участие в обсуждении на круглом столе 18.03.2021, кто направлял свои вопросы и дополнительные материалы. Первый опыт взаимодействия с Росреестром через платформу ЦРКС можно признать положительным. Мы продолжим эту работу для совершенствования законодательного регулирования и достижения целей развития кадастровой стоимости.

Comments


Пост: Blog2_Post

Поиск по тегам:

bottom of page