top of page

Независимость кадастровой оценки – может быть, от налогоплательщиков?

В статье 4 Закона о кадастровой оценке закреплен принцип «независимости процедур кадастровой оценки» (ст. 4 Закона о кадастровой оценки). Обычно он не вызывает ничего, кроме насмешек, поскольку сложно представить себе более зависимого субъекта, чем бюджетное учреждение. Оно зависит от субъекта РФ, поскольку его учредителем выступает соответствующий уполномоченный орган субъекта, который назначает директора, определяет штат, финансирование и даже вправе давать прямые указания о необходимости изменения кадастровой стоимости конкретных объектов (ч. 25 ст. 21 Закона о кадастровой оценке).


Зависимость от муниципальных образований проявлена в меньшей степени, но и она есть. Либо опосредованно через субъект РФ, который заинтересован в наполняемости бюджетов муниципальных образований на своей территории, либо напрямую в связи с государственными контрактами на определение границ земельных участков, которые многие бюджетные учреждения заключают с муниципальными образованиями в рамках своей «побочной» деятельности (отдельные учреждения могут иначе оценивать то, какая деятельность для них является «побочной»).


В целом можно констатировать, что бюджетное учреждение крайне зависимо от публично-правовых образований, которые выступают бенефициарами работы учреждения, и законодательство не содержит никаких механизмов, которые бы преследовали цель обеспечения независимости.


Тогда, если исходить из того, что законодательные нормы разумны и имеют некоторый смысл, то, возможно, независимость, о которой говорит ст. 4 Закона о кадастровой оценки – это независимость учреждения не от публичных субъектов, а от налогоплательщиков, которые имеют свой уже частный интерес в размере кадастровой стоимости?


То есть законодатель видит основную опасность не в зависимости учреждения от региональных властей, а в его аффилированности к конкретным налогоплательщикам, которые имеют имущественный интерес к снижению кадастровой стоимости. И потому провозглашает рассматриваемый принцип. Тогда проявлением этого принципа, в частности становится запрет на использование отчетов об оценке, подготовленных работниками бюджетного учреждения, для целей оспаривания кадастровой стоимости (ч. 2 ст. 7 Закона о кадастровой оценке).


Такое понимание не снимает всех проблем с принципом независимости, поскольку, например, в рамках своей «побочной» деятельности отдельные бюджетные учреждения активно оказывают коммерческие услуги физическим лицами и организациям (инвентаризация, кадастровые работы и пр.), что может порождать сомнения в независимости и от налогоплательщиков. Однако такое понимание позволяет снять всяческие (преимущественно неудовлетворенные) претензии на независимость бюджетных учреждений от региональных властей и в ином свете взглянуть на действующую модель кадастровой оценки, как опирающуюся на легитимную зависимость учреждения от субъекта РФ и муниципальных образований.

Пост: Blog2_Post

Поиск по тегам:

bottom of page